Мудрость – восприятие жизни с Божьей позиции. В
Священном Писании говорится, что начало мудрости – страх Господень. В
том контексте страх подразумевает благоговение и уважение.
Пр. 9-10 Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум;
Пс 110-10 Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек.
Мудрость начинается там, где мы признаем Бога Тем, Кто Он есть, и
принимаем Его пути для себя, потому что полагаться не Его выбор значит
желать для себя самого лучшего. Мудрость начинается с нашего подчинения
Его воле и с доверия к Нему. Если бы мы видели нашу жизнь с точки зрения
Господа, мы бы поняли, что Его воля имеет глубочайший смысл и
направлена нам только во благо.
Апостол Павел призывает верующих в Эфесе жить мудро.
Ефес. 5-15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
Поступать осторожно значит обдумывать свои действия и рассматривать
вещи со всех позиций. Следует поступать осторожно всегда и во всем.
Верующие должны проявлять осторожность во взаимоотношениях, принятии
решений, финансах, в бизнесе, в семейных вопросах, решительно во всех
аспектах своей жизни.
Такое отношение отличается от образа жизни неразумных людей. То есть в
разных ситуациях неразумные люди действуют в слепую, не обдумывая, к
чему приведут их поступки. Они не думают о последствиях. Неразумные люди
плывут по течению, склонны принимать неразумные решения.
Но фраза «поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
дорожа временем» характеризует людей, живущих мудро. Они пользуются
временем с мудростью. Мудрые люди не тратят время понапрасну. Они используют любую возможность делать нужное и правильное. Они ищут случая продвинуться вперед в вере и служении.
Павел объяснил, почему он призывает жить мудро: «потому что дни
лукавы». Это намек на моральный климат нашей эпохи, как и их эпохи.
Верующие во времена Павла и ефесян жили в окружении людей, ценности
которых были диаметрально противоположны тому, что почитали христиане.
Казалось, все было направлено против верующих. Потому им нужно было
поступать осторожно. Моральное состояние Зфеса в те дни было подобно
состоянию современного общества. Царила вседозволенность. Эфес был
портовым городом, расположенным на берегу Средиземного моря. Он считался
центром торговли в том регионе мира. Как следствие, это был очень
богатый город. Но в нем господствовали языческие религии. Центром
языческих ритуалов служил храм богини Артемиды, или Дианы. Жители Эфеса
принимали активное участие в религиозных обрядах. Во время этих обрядов
язычники совершали аморальные и непристойные действия. То, что для
верующих представлялось крайним нечестием, было обычным делом для их
языческого окружения. Можно себе представить, как трудно было верующим в
Эфесе жить чистой и праведной жизнью. Их враждебное окружение тем более
вынуждало их постоянно задавать себе вопрос: «Как мне поступить мудро в
данном случае?»
Наше окружение может легко увлечь нас за собой. В каждом из нас есть
нечто такое, что можно склонить нас на путь наименьшего сопротивления.
Но поступать так, значит ослушаться повеления Павла быть осторожным.
Мудрость заключается в умении остановиться и обдумать свои поступки,
предложения, возможности и взаимоотношения с Божьих позиций. И затем
действовать в соответствии с Его нормами.
Библия не упоминает о многих проблемах, с которыми нам приходится
сталкиваться каждый день. В жизни возникают сложные ситуации, а в Библии
не найти совета, как поступать в том или ином случае. Тогда нам нужно
обратиться к мудрости. Нам нужно спросить: «Какое решение будет самым
мудрым в моем случае?»
Мудрость выходит за рамки понимания того, что правильно и
неправильно. Мудрость принимает во внимание наши личностные
характеристики, нашу силу, слабости и даже настоящее душевное состояние.
Как мы уже видели, мудрость учитывает также наше окружение. Таким
образом, мудрость часто представляется средством, при помощи которого
Бог воплощает в нашу жизнь Свою волю. То мудро для вас, может быть
неразумным для меня, и наоборот. Все мы склонны оправдывать какие-то
вещи тем, что это не так уж плохо. В Писании нет стиха, который бы
запрещал какое-то конкретное решение. Но мудрый человек не станет
спрашивать, если в Библии стих, запрещающий тот или иной поступок. Он
спросит: «Как мне поступить мудро?» Недостаточно только стоять на
стороне добра у границы, отделяющей зло от добра. Во многих случаях Бог
призывает нас стоять как можно дальше от самой границы.
Прежде чем принять какое-либо приглашение, прежде чем взяться за
реализацию какого-либо плана, прежде чем подписаться под чем бы то ни
было, прежде чем согласиться на участие в чем бы то ни было, задайте
себе три следующих вопроса: «Как поступить мудро в свете моего прошлого
опыта?», «Как мне поступить мудро в свете моего теперешнего состояния
ума?», «Как поступить мудро в свете моей мечты и моей цели на будущее?»
Уоррен Уирсби цитировал: «Главная тема книги Притчей – мудрость, то
есть правильное использование имеющихся знаний. Мудрость представляет
собой нечто большее, чем просто интеллектуальное развитие. Она
предполагает также полную преданность и посвящение Богу. Мудрый человек
боится Господа, доверяет Ему и стремится во всем исполнять Его волю.
Мудрость, о которой говорится в Притчах, можно уподобить шестому
духовному чувству. Она позволяет давать правильную оценку людям и
обстоятельствам и принимать правильные решения».
Источник: http://www.jesusonline.ru |